Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Сон смешного человека": краткое содержание и анализ рассказа

  • Статья
  • Еще по теме

Достоевский страдал частыми эпилептическими припадками. Что давало силы этому человеку — страдающему от страхов и печали бытия? Для того чтобы узнать это, лучше всего обратиться к рассказу «Сон смешного человека». Его герой, от имени которого ведется повествование, страдает от осознания того, что он с самого детства — человек «другой», не похожий на других, он уверен, что только его считают «смешным».

Горькое осознание того, что ты отличаешься от других, осознание своей отверженности, прочно внедрилось в сознание героя повествования. Это самомучительное сознание подобно тому, как герой «Записок от подполья» осознавал то, что он живет в те минуты, когда он мучился от зубной боли. В то же самое время герой рассказа испытывает новые ощущения — в конце концов ему становится безразлично: похож он на других людей или нет, ему все равно, что они о нем думают.

Внезапное исчезновение связей с миром, утеря интереса к действительности часто связаны с приступами вдруг нахлынувшей пустоты. Человек часто впадает в такое безразличие после внезапного несчастья и сопутствующих ему страданий, но персонажи Достоевского способны к этому и без внешних потрясений. В крайних случаях человек теряет саму потребность жить, он погружается в странное безразличие ко всему, ему становится все равно — жить или умереть.

Раскольникова («Преступление и наказание»), когда он стоит на мосту, вдруг настигает необъяснимый холод — да такой, что он ощущает, что между ним и всем остальным не существует ничего общего — это такой приступ пустоты и отчужденности, что заставляет его думать о самоубийстве. Самоубийца Кириллов («Бесы») также страдает от страшной опустошенности. Он теряет интерес и к окружающим его людям, и даже к еде. Все, что ему остается, — остро чувствовать: его жизнь — пустота.

Герой «Сна смешного человека» во многих отношениях напоминает Кириллова: чувство пустоты, бессонница, решение покончить жизнь выстрелом из пистолета. Если бы Кириллов остался жив, он мог бы написать «Сон смешного человека»...

«Сон смешного человека»: краткое содержание рассказа

Терзаемый чувством пустоты герой рассказа два месяца назад принял решение покончить с жизнью, теперь он ожидает подходящего случая. Третьего ноября, дождливым вечером, он стоит на темной петербургской улице и смотрит на небо, тут его снова одолевает острый приступ полного безразличия, и он решает, что день смерти настал. Обдумывая детали, он направляется домой. По дороге он видит промокшую под дождем восьмилетнюю девочку, с которой случилось что-то ужасное. «Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: “Маточка! Маточка!"... Она бежала и дергала меня... Я не пошел за ней, и напротив, у меня явилась мысль прогнать ее».

Возвратившись домой, он достает из стола ранее купленный револьвер и кладет его перед собой. Он думает, что час смерти настал. В эту минуту, однако, он вспоминает нечаянно встреченную на улице девочку, и ему становится жаль ее. И если раньше ему казалось, что ничто не удерживает его в этом мире, то теперь он ощущает, что остался какой-то нерешенный вопрос, который не позволяет герою выстрелить в себя. Он начинает размышлять и не может остановиться, мысли путаются и, незаметно для самого себя, он, оставаясь сидеть на стуле, засыпает, так и не притронувшись к револьверу.

Заснувший герой «Сна смешного человека» видит странный сон, которого не видел Свидригайлов. Он признается, что этот сон возвестил ему об истине, а девочка спасла его от смерти.

Что же это был за сон?

В этом сне он стреляет себе в сердце. Кругом — тьма, он ничего не видит и не может пошевелиться. Он понимает, что находится в гробу, в котором его хоронят. Гроб закапывают, страшно холодно. Он не знает, сколько прошло времени. Тут он почувствовал, что на его левый закрытый глаз упала холодная капля, потом другая. Вода сочится сквозь крышку гроба.

Герой рассказа не может пошевелиться, но мысль продолжает жить в нем. Он мертв и недвижим, но какое-то негодование овладевает им. Немыслимость и абсурдность ситуации усугубляет присутствие «некто», о котором размышляет герой. Этот «некто» обладает немыслимой силой, которая управляет бытием.

В «Сне смешного человека» действие развивается следующим образом. После пребывания в течение какого-то времени в ужасном состоянии мертвеца могила разверзается, невидимый «некто» извлекает героя из могилы, и вот он уже совершает полет в космосе. Его невидимый спутник — существо иное, чем непознанный «некто». Эго уже какое-то другое, «несмертельное» состояние. Продолжая полет, герой понимает, что «есть и за гробом жизнь!» Он видит «другое солнце» и приближается к нему. Тут грудь его пронзает сладкая и прекрасная радость, он ощущает жизнь. Он думает: сколь ни греховна покинутая им старая земля, сколь ни ужасна и несчастлива тамошняя жизнь, но эта земля мила и дорога ему. Герой осознает горести этой земли, а потому ему становятся близки и все существа, обитающие на ней.

Герой приземляется на «другой» земле. Тут он замечает, что рядом с ним уже нет его невидимого спутника, который занес его сюда. Эта «другая» земля — райское место, купающееся в лучах яркого света. На прежней земле это был бы «один из тех островов, которые составляют на нашей земле Греческий архипелаг». Да, это действительно рай, где чистое море, белый песок, свежая и сочная зелень, где поют бесчисленные птички и цветут благоухающие цветы. Не ведающие ни малейшего зла тамошние люди, эти дети солнца, окружают героя и целуют его.

«Дети солнца» не знают науки, но они знают, как счастливо жить, между ними нет зависти и злобы, они окружают друг друга любовью, они образуют одну большую дружную семью, они владеют искусством общения с покойниками. Герой поражается наполненности их бытия. Однако пребывание на этой райской земле «современного русского прогрессиста и гнусного петербуржца» не проходит бесследно, и рай перестает быть таковым. Из-за общения с пришельцем со «старой земли» среди «детей солнца», словно зараза, распространяется ложь, зависть и жестокость. Они начинают вести ученые споры. И теперь, как и обитатели «старой земли», они узнают страдания и мучения. У героя сжимается сердце, ибо именно он оказался виновником этого падения нравов.

Тут «смешной человек» пробуждается от сна. «Было около шестого часу». На столе — заряженный револьвер. Герой инстинктивно отталкивает его от себя. «О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое».

«Сон смешного человека»: анализ рассказа

В описании чувств, которые испытывает пробудившийся в гробу герой, видимо, сказалось влияние Эдгара По («Преждевременное погребение», «Месмерическое откровение»). Так как на полях рукописи рассказа встречается имя этого писателя, его «присутствие» в «Сне смешного человека» не вызывает сомнений. Эпизод, когда невидимый некто влечет за собой героя в космос, восходит, вероятно, к Тургеневу («Призраки»). Возможно, повлияло на Достоевского и описание Данте пути на небеса («Божественная комедия»).

Все это так, но Достоевский все-таки написал рассказ, далекий от подражательности. Главная тема «Сна смешного человека», которая больше всего волновала Достоевского (и к которой он постоянно обращался) — это личный опыт переживания драмы жизни и смерти.

Молодому Достоевскому было свойственно впадать во «летаргический сон». Во время эпилептических припадков он терял сознание, его тело становилось холодным, как у мертвеца, и только через какое-то время к нему постепенно возвращалось сознание и жизненная теплота. В своей жизни Достоевский не раз подвергался этому жестокому испытанию — умирать и возвращаться к жизни. Он боялся, что не сумеет очнуться после этого «летаргического сна». Он боялся быть погребенным заживо, как герой рассказа Эдгара По.

Припадок переносил писателя в «другие годы», о чем прямо свидетельствовал Достоевский в своих записях. «Смешной человек» с чьей-то помощью переносится со «старой» земли на другую землю — туда, где существует рай «примитивного» человека, который не осквернен ни цивилизацией, ни наукой. Его психологические ощущения имеют, вероятно, отношение к личному опыту самого писателя.

В «Сне смешного человека» Достоевский показывает, как возрождаются в человеке желания. В результате увиденного сна происходит переход от восприятия жизни как тяжкой и ненавистной к ощущению жизни радостной и желанной. В результате сердце героя смягчается, и он, который совсем недавно ненавидел жизнь и хотел убить себя, теперь молит о жизни, обретает способность желать и радоваться.

Когда Аркадий («Подросток») смотрит на красное закатное солнце, его душа преображается от отвращения к жизни к ее радостному восприятию, от недовольства и ненависти — к мягкости и доброте... Это преображение имеет ту же природу, что и в случае «смешного человека»: преодоление неприкаянности и непричастности. Познание истины героем и его психологическое преображение достигается через сон. Для Достоевского не было ничего странного в том, что откровение истины является через сон. Явленная во сне любовь служила наилучшим доказательством истинности. Познанная во сне истина имела для Достоевского не меньшую убедительность, чем истина, добытая с помощью научных методов.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, которое нельзя игнорировать, когда мы говорим о том, как «смешной человек» дошел до этой истины. Когда «дети солнца» теряют свой рай и деградируют, «смешной человек» не предается негодованию, его не постигает разочарование. Не возникает у него и желания отправиться на поиски «новой земли». Ему становится грустно, но и только. И эта грусть вызывает в нем любовь и к потерянному раю, и сочувствие к его обитателям. Так думал и чувствовал Достоевский: через печаль и страдание человек обретает способность любить.

В последней главе «Преступления и наказания» Раскольников, как и «смешной человек», видит сон: достойные люди во всем мире поражаются какой-то чумой и деградируют, они верят во всесилие науки, каждый настаивает на своей правоте, люди движутся к своей погибели. И этот непонятный сон вызывает в памяти героя очень печальный и тяжелый отзвук. Эта печаль и жалость по поводу грядущей гибели хороших людей дает ему возможность плакать и смеяться вместе с другими людьми — способность, которой этой «мертворожденный» человек был ранее лишен. Так происходит «воскрешение» Раскольникова.

Избавление «смешного человека» от пут пустоты происходит похожим образом. Достоевский полагал, что возрождение от жизни «мертвой» к жизни «живой», то есть обретение истинной радости, непременно требует печали и отчаянного ощущения потери, вызванных лицезрением разрушения и упадка.

Согласно Достоевскому, «истина» — это видение наполненного радостью рая. Это тот «золотой век», относительно которого Версилов («Подросток») говорит, что человек не сможет выжить без мечтаний.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
35
Рассказать друзьям:
Просмотров: 21327