Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Преступление и наказание Раскольникова (сочинение по роману "Преступление и наказание")

  • Статья
  • Еще по теме

Будучи проверенной жизнью, теория Раскольникова рассыпалась как карточный домик — по Достоевскому это означает, что она не отвечала нравственным принципам человеческого общества. По мнению писателя, любая теория жизни рано или поздно станет несостоятельной, поскольку сама жизнь в конечном итоге всегда будет более полной, справедливой и основательной, чем всякая сколь угодно хитрая теория, придуманная человеком. Жизнь отвергает и жестокую идею главного героя.

В представлении Раскольникова, в мире сосуществуют сильные личности, способные в своих поступках перейти грань дозволенного, и «твари дрожащие», которым такое не под силу. Нищета и отсутствие положения в обществе, неотвязные мысли о судьбе близких усиливают его амбиции, утверждают в нём сознание собственной правоты. В воспалённом мозгу героя зарождается мысль об убийстве.

Раскольников полагает, что, уничтожив «маленькую и гаденькую» старуху-процентщицу, он уменьшит количество зла на земле, а заодно проверит свою теорию («Тварь я дрожащая или право имею?»). Однако стечение обстоятельств вынудило его совершить и второе убийство, случайной жертвой которого стала сестра старухи-процентщицы Лизавета, ни в чём неповинная ни перед Раскольниковым, ни перед человечеством.

Последовавшая затем его болезнь объясняется, на мой взгляд, не страхом по поводу возможного раскрытия преступления, а продолжающимися сомнениями в своём праве на исключительность. Герой относит их на счёт собственных слабостей: «...Уж если я столько дней промучился: пошёл ли бы Наполеон или нет? так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон... не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!».

Название романа Ф.М. Достоевского имеет глубоко символический смысл, не исчерпывающийся рамками детективного сюжета. За уголовное преступление Раскольников получил наказание в виде каторги. Нравственное преступление этого героя заключается в том, что он переступил в своём сознании черту, которую не имел права переступать, если считал себя человеком. Терзания совести, душевные переживания из-за совершённого греха стали для Раскольникова нравственным наказанием.

Писатель убедительно показывает, что случилось бы с героем, если бы он не прошёл через раскаяние. Он повествует нам о судьбе Свидригайлова — одного из «двойников» Раскольникова в романе. После череды преступлений против закона и нравственности он признаёт полный крах своей жизни, и единственным выходом для него становится самоубийство. Пути к искуплению греха для Свидригайлова отрезаны: «черта», отделяющая его от прочих людей, осталась далеко позади.

В силе, которая не признаёт ценности человеческой жизни, попирает свободу и достоинство, не может быть правды — об этом говорит трагический опыт Раскольникова.

Достоевский не рассказывает нам о дальнейшей жизни героя. Но, прочитав роман, мы понимаем, что духовное и нравственное воскрешение человека становится возможным лишь в результате морального очищения, искреннего осознания и переживания собственной вины. Любовь, правда и милосердие — вот, по мнению писателя, основные вехи на пути к достижению высшего блага для всех людей.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3435