Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Парфен Рогожин («Идиот»): образ героя в романе Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

Названный брат и одновременно антипод князя Мышкина, Рогожин обладает ярким, психологически убедительным характером. Этот образ романа «Идиот» Достоевского соткан из наблюдений, взятых писателем из реальной действительности. Прообразом Рогожина стал московский купец В. Мазурин, убивший ювелира Калмыкова; газеты были полны сообщений об этом громком процессе.

С момента начального знакомства с Рогожиным в первой главе романа «Идиот» мы поражены противоречивостью этого героя, в котором уживаются необыкновенные страсти, беспредельная любовь к Настасье Филипповне, широта характера и свойства купца, доставшиеся ему по наследству, толкающие его на «безобразия», позже проявляющиеся в кутеже, проматывании миллионного состояния, швырянии десятками и сотнями тысяч, в беззастенчивой торговле при покупке женщины. Сильное и глубокое человеческое чувство парадоксально соединилось в нём с притязаниями собственника. Рогожин переживает острую внутреннюю борьбу между темной и дикой страстью, сжигающей его, и привычками предков, живших накоплением целковиков, доставшейся от отцов пустотой существования. Интуитивное тяготение к человеку, к «брату» Мышкину, соседствует с необузданной ревностью, в силу чего он преследует князя и пытается его убить. Дом его на Гороховой олицетворяет мрачное прошлое Рогожина, могилу, на краю которой он живёт. Картина Г. Гольбейна «Мертвый Христос», висящая в нём, предваряет смерть. Нож — ещё один символ, являющийся предвестником смерти. Фамилия его вызывает ассоциацию с Рогожским кладбищем и рогожей, покровом, которым будет накрыто тело убитой Настасьи Филипповны. Всё это предвещает гибель героини от ножа Рогожина в его мрачном доме, когда Парфён жертву свою покроет американской клеёнкой. Понимая, что Настасья Филипповна, повстречавшая князя, никогда духовно принадлежать ему не будет, Рогожин убивает бесконечно любимую женщину. Сцена, в которой он остаётся один на один с Мышкиным у трупа Настасьи Филипповны, принадлежит к сильнейшим в романе и во всём творчестве Достоевского. Любовь, безграничная и победительная, торжествует над психологией купца и ревнивца, и, отправляясь на пятнадцатилетнюю каторгу, он покидает дом своих предков и прощается с уже ненужным ему миллионным состоянием. Парфён выходит на трудную, но новую дорогу жизни.

Финал романа трагичен для большинства его героев. Но он не безнадёжен. Перспектива будущего для Достоевского была не слишком ясна, оно, это грядущее, в романе связано с юностью, в частности, с образом Коли Иволгина, который, будучи обогащенным опытом родных и друзей, возможно, сделает свой выбор и пойдёт путями непроторенными, вспоминая о необыкновенной личности, сверкнувшей перед ним и всеми ярким метеором — о князе Христе, учившем жить по законам любви и добра.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2908