Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Ломоносов М.В.

Творчество Ломоносова М.В. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Поэзия М.В. Ломоносова

2. Оды

3. Стиль М.В. Ломоносова

1. Поэзия М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — один из крупнейших научных деятелей середины XVIII в., развивающих идеи Петра и стремящихся к распространению в России просвещения и наук. В поэзии Ломоносов проявил себя как талантливейший поэт и обогатил русскую поэтическую традицию новыми приемами и стилями. Деятельность Ломоносова как поэта способствовала завершению эры силлабического стихосложения, к которому тяготели его предшественники Кантемир и Тредиаковский, и обусловила начало нового этапа развития русского стихосложения, когда главным стихотворным размером становится четырехстопный ямб — стихотворный размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах, и этот размер достиг своего расцвета в творчестве А. С. Пушкина.

Поэтическое творчество Ломоносова можно разделить на два этапа:

- немецкий период, который связан с пребыванием Ломоносова в Германии в качестве студента;

- русский период, который начался после возвращения Ломоносова из Германии в Россию.

Для немецкого периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

- использование в начале своего поэтического творчества силлабического типа стихосложения, знакомого Ломоносову по творчеству и виршам Симеона Полоцкого;

- влияние на творчество Ломоносова одного из представителей барокко немецкого поэта Гюнтера;

- знакомство с немецкими литературными школами и использование их канонов и правил в построении новых законов русского стихосложения;

- знакомство с местными литературными течениями, которые возникали после "смерти" литературного стиля барокко, — одним из таких направлений стал немецкий классицизм;

- близость Ломоносову общественно-государственного и гражданского пафоса классицизма, однако это направление не имело решающего значения в его поэтическом творчестве;

- преобладание лирических стихотворений;

- начало реформы стихосложения и новые веяния в этой области заключались в следующем:

* отход от канонов Тредиаковского;

* чередование мужских и женских рифм;

* использование нового для русской поэзии стихотворного размера - ямба, и среди произведений, написанных в этом размере, можно выделить следующие:

! переведенное небольшое стихотворение Анакреона, ставшее первым русским ямбическим стихотворением;

! торжественная ода на победу русских войск над турками и на взятие крепости Хотин, написанная в 1739 г. и включавшая в себя 280 стихов, и в ней чередовались рифмы мужские и женские.

Для русского периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности:

- изменения в тематике поэтического творчества, которые выражались в следующем:

* исчезновение любовной лирики: нежных личных стихов о печальной или счастливой любви;

* преобладание больших государственных тем (тема строительства и укрепления новой государственности и просвещения), и его поэзия теперь служит отстаиванию его политических убеждений и помогает делу всей его жизни — продолжению дела Петра по распространению в России просвещения;

* создание стихотворного произведения "разговор с Анакреоном", имеющего своеобразную художественную структуру, которая заключается в следующем:

! построена в форме литературного диалога двух поэтов

! вначале дан перевод оды Анакреона;

! затем следует стихотворный ответ на эту оду самого Ломоносова;

! чередование переводов и ответов Ломоносова;

- понимание литературы как государственного дела;

- полный переход к такому литературному жанру, как торжественная, или похвальная, ода.

2. Оды М.В. Ломоносова

Оды М.В. Ломоносова являют собой основной вид его поэтического творчества, и именно благодаря этому поэтическому жанру Ломоносов оказал сильнейшее влияние на русскую поэзию и создал себе имя талантливого одописца. Оды Ломоносова имели следующие особенности:

- носили характер похвальной, торжественной оды, под которой понимается обширное стихотворение, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна;

- строфы каждой оды включали в себя всегда по десять стихов;

- приурочивались к каким-либо торжественным официальным событиям, например дням рождения, именинам и т. д.;

- имели целью внедрить в сознание современников, и в первую очередь государственных деятелей, политические взгляды Ломоносова, т. е. были идейно насыщенными и политически направленными;

- имели черты лирического произведения, но лирика носила не индивидуальный, а коллективный характер и выражала стремления государственные, а не личные;

- каждая ода вмещала в себя несколько тем, в которых освещались глобальные задачи развития государства.

Оды Ломоносова имели следующую политическую концепцию:

- были основаны на идее "просвещенного абсолютизма", под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха, на которого не влияют ни Церковь, ни дворянство;

- в качестве образов выступали не столько конкретные цари и монархи, сколько идеал монарха, основанный на идее "просвещенного абсолютизма", а реальным персонажам, которые воспевались в одах, приписывались черты этого идеала (которых подчас не существовало у реального человека), т. е. реальные персонажи просто служили средством для выражения этого идеала монарха;

- являлись манифестами той просвещенной власти, о которой мечтал Ломоносов, и его политической идеологии, а не взглядами царицы и правительства;

- часто воспевали личность Петра I , который и являлся для Ломоносова идеалом просвещенного монарха.

Оды Ломоносова имели следующую тематику:

- воспевание славы и величия России;

- воспевание народа России, его силы и могучего духа;

- рассуждения о великом будущем России и ее народа;

- проповедование просвещения и необходимости наук;

- рассуждения о науке, природе и ее незримой силе (в этом проявляется неотделимость Ломоносова-ученого от Ломоносова-поэта).

3. Стиль М.В. Ломоносова

Литературный стиль М.В. Ломоносова оказал серьезное влияние на дальнейшее существование и развитие русской литературы. Уникальный поэтический талант Ломоносова сыграл важнейшую роль в установлении литературных норм языка, которые впоследствии были упрочены в творчестве А.С. Пушкина. Стиль Ломоносова можно охарактеризовать следующим образом:

- использование некоторых элементов классицизма, который господствовал в европейских литературах того времени, и это выражалось в следующем:

* стремление к разделению литературных произведений на жанры;

* отражение гражданских идеалов классицизма в поэзии;

- отрицание следующих черт классицизма:

* рациональный взгляд на действительность;

* логический характер семантики;

* отсутствие фантазии;

* деловая простота и трезвость, минимум эмоционального, максимум рационального компонента в произведениях;

- связь с традициями культуры Возрождения в поэзии, и эта связь выражается в следующем:

* восприятие традиций Ренессанса через литературу барокко;

* патетика и грандиозность од;

* напряженно-образная, метафорическая манера;

- связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, которая выражается в самом жанре похвальной оды;

- выражение в одах устремленности к будущему, к мечте, а не анализ настоящего;

- торжественность и пышность од, их величественно-торжественный, приподнятый характер, и это было связано с общим подъемом национального сознания и успехами России и тот период;

- использование различных языковых и риторических приемов, среди которых можно выделить:

* украшающие фигуры и тропы;

* словесное изобилие;

* прием замкнутого периода, т. е. организация мелких единиц текста и отношении целой иерархии соподчиненных элементов, периода;

* симметричное расположение групп слов и предложений;

* интаксические навыки классического латинского красноречия (своеобразная расстановка запятых в строке, их минимальное использование);

* обилие славянизмов, библеизмов;

* риторические фигуры, например восклицания и вопросы ораторского характера;

* своеобразие подбора слов в строке, часто по признаку их эмоционального ореола, например слова, выражающие великолепие чего-либо: "бурный". "взвивает", "отверзает", "великолепный", "славный" и т. п.;

- сосредоточение эмоционального подъема оды вокруг темы лирического восторга самого поэта, но Ломоносов не выдвигает себя в качестве этого поэта и его образ лишен конкретных, индивидуальных черт;

- использование множества максимально обобщенных аллегорий в описании различных образов, явлений, например Россия представляется как гигантское существо человеческого вида;

- законченный стиль и насыщенность изобразительных средств од, что сыграло важнейшую роль в росте русской литературы;

- использование простого, невозвышенного языка без славянизмов и метафизической напряженности в произведениях сатирических, бытовых и комических жанров, а также басен и эпиграмм, и к таким произведениям Ломоносова могут быть отнесены следующие его произведения:

! лирические стихи о любви немецкого периода;

! некоторые переводы, переложения из Библии (кроме "Размышлений");

! перевод из Анакреона "Ночью темною..." и др.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 10771