Творчество Ломоносова М.В. (конспект лекции)
1. Поэзия М.В. Ломоносова 2. Оды 3. Стиль М.В. Ломоносова 1. Поэзия М.В. ЛомоносоваМихаил Васильевич Ломоносов — один из крупнейших научных деятелей середины XVIII в., развивающих идеи Петра и стремящихся к распространению в России просвещения и наук. В поэзии Ломоносов проявил себя как талантливейший поэт и обогатил русскую поэтическую традицию новыми приемами и стилями. Деятельность Ломоносова как поэта способствовала завершению эры силлабического стихосложения, к которому тяготели его предшественники Кантемир и Тредиаковский, и обусловила начало нового этапа развития русского стихосложения, когда главным стихотворным размером становится четырехстопный ямб — стихотворный размер, нормой которого является расположение ударений на четных слогах, и этот размер достиг своего расцвета в творчестве А. С. Пушкина. Поэтическое творчество Ломоносова можно разделить на два этапа: - немецкий период, который связан с пребыванием Ломоносова в Германии в качестве студента; - русский период, который начался после возвращения Ломоносова из Германии в Россию. Для немецкого периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности: - использование в начале своего поэтического творчества силлабического типа стихосложения, знакомого Ломоносову по творчеству и виршам Симеона Полоцкого; - влияние на творчество Ломоносова одного из представителей барокко немецкого поэта Гюнтера; - знакомство с немецкими литературными школами и использование их канонов и правил в построении новых законов русского стихосложения; - знакомство с местными литературными течениями, которые возникали после "смерти" литературного стиля барокко, — одним из таких направлений стал немецкий классицизм; - близость Ломоносову общественно-государственного и гражданского пафоса классицизма, однако это направление не имело решающего значения в его поэтическом творчестве; - преобладание лирических стихотворений; - начало реформы стихосложения и новые веяния в этой области заключались в следующем: * отход от канонов Тредиаковского; * чередование мужских и женских рифм; * использование нового для русской поэзии стихотворного размера - ямба, и среди произведений, написанных в этом размере, можно выделить следующие: ! переведенное небольшое стихотворение Анакреона, ставшее первым русским ямбическим стихотворением; ! торжественная ода на победу русских войск над турками и на взятие крепости Хотин, написанная в 1739 г. и включавшая в себя 280 стихов, и в ней чередовались рифмы мужские и женские. Для русского периода поэтического творчества Ломоносова характерны следующие особенности: - изменения в тематике поэтического творчества, которые выражались в следующем: * исчезновение любовной лирики: нежных личных стихов о печальной или счастливой любви; * преобладание больших государственных тем (тема строительства и укрепления новой государственности и просвещения), и его поэзия теперь служит отстаиванию его политических убеждений и помогает делу всей его жизни — продолжению дела Петра по распространению в России просвещения; * создание стихотворного произведения "разговор с Анакреоном", имеющего своеобразную художественную структуру, которая заключается в следующем: ! построена в форме литературного диалога двух поэтов ! вначале дан перевод оды Анакреона; ! затем следует стихотворный ответ на эту оду самого Ломоносова; ! чередование переводов и ответов Ломоносова; - понимание литературы как государственного дела; - полный переход к такому литературному жанру, как торжественная, или похвальная, ода. 2. Оды М.В. ЛомоносоваОды М.В. Ломоносова являют собой основной вид его поэтического творчества, и именно благодаря этому поэтическому жанру Ломоносов оказал сильнейшее влияние на русскую поэзию и создал себе имя талантливого одописца. Оды Ломоносова имели следующие особенности: - носили характер похвальной, торжественной оды, под которой понимается обширное стихотворение, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна; - строфы каждой оды включали в себя всегда по десять стихов; - приурочивались к каким-либо торжественным официальным событиям, например дням рождения, именинам и т. д.; - имели целью внедрить в сознание современников, и в первую очередь государственных деятелей, политические взгляды Ломоносова, т. е. были идейно насыщенными и политически направленными; - имели черты лирического произведения, но лирика носила не индивидуальный, а коллективный характер и выражала стремления государственные, а не личные; - каждая ода вмещала в себя несколько тем, в которых освещались глобальные задачи развития государства. Оды Ломоносова имели следующую политическую концепцию: - были основаны на идее "просвещенного абсолютизма", под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха, на которого не влияют ни Церковь, ни дворянство; - в качестве образов выступали не столько конкретные цари и монархи, сколько идеал монарха, основанный на идее "просвещенного абсолютизма", а реальным персонажам, которые воспевались в одах, приписывались черты этого идеала (которых подчас не существовало у реального человека), т. е. реальные персонажи просто служили средством для выражения этого идеала монарха; - являлись манифестами той просвещенной власти, о которой мечтал Ломоносов, и его политической идеологии, а не взглядами царицы и правительства; - часто воспевали личность Петра I , который и являлся для Ломоносова идеалом просвещенного монарха. Оды Ломоносова имели следующую тематику: - воспевание славы и величия России; - воспевание народа России, его силы и могучего духа; - рассуждения о великом будущем России и ее народа; - проповедование просвещения и необходимости наук; - рассуждения о науке, природе и ее незримой силе (в этом проявляется неотделимость Ломоносова-ученого от Ломоносова-поэта). 3. Стиль М.В. ЛомоносоваЛитературный стиль М.В. Ломоносова оказал серьезное влияние на дальнейшее существование и развитие русской литературы. Уникальный поэтический талант Ломоносова сыграл важнейшую роль в установлении литературных норм языка, которые впоследствии были упрочены в творчестве А.С. Пушкина. Стиль Ломоносова можно охарактеризовать следующим образом: - использование некоторых элементов классицизма, который господствовал в европейских литературах того времени, и это выражалось в следующем: * стремление к разделению литературных произведений на жанры; * отражение гражданских идеалов классицизма в поэзии; - отрицание следующих черт классицизма: * рациональный взгляд на действительность; * логический характер семантики; * отсутствие фантазии; * деловая простота и трезвость, минимум эмоционального, максимум рационального компонента в произведениях; - связь с традициями культуры Возрождения в поэзии, и эта связь выражается в следующем: * восприятие традиций Ренессанса через литературу барокко; * патетика и грандиозность од; * напряженно-образная, метафорическая манера; - связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, связь с поэтическим опытом Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, которая выражается в самом жанре похвальной оды; - выражение в одах устремленности к будущему, к мечте, а не анализ настоящего; - торжественность и пышность од, их величественно-торжественный, приподнятый характер, и это было связано с общим подъемом национального сознания и успехами России и тот период; - использование различных языковых и риторических приемов, среди которых можно выделить: * украшающие фигуры и тропы; * словесное изобилие; * прием замкнутого периода, т. е. организация мелких единиц текста и отношении целой иерархии соподчиненных элементов, периода; * симметричное расположение групп слов и предложений; * интаксические навыки классического латинского красноречия (своеобразная расстановка запятых в строке, их минимальное использование); * обилие славянизмов, библеизмов; * риторические фигуры, например восклицания и вопросы ораторского характера; * своеобразие подбора слов в строке, часто по признаку их эмоционального ореола, например слова, выражающие великолепие чего-либо: "бурный". "взвивает", "отверзает", "великолепный", "славный" и т. п.; - сосредоточение эмоционального подъема оды вокруг темы лирического восторга самого поэта, но Ломоносов не выдвигает себя в качестве этого поэта и его образ лишен конкретных, индивидуальных черт; - использование множества максимально обобщенных аллегорий в описании различных образов, явлений, например Россия представляется как гигантское существо человеческого вида; - законченный стиль и насыщенность изобразительных средств од, что сыграло важнейшую роль в росте русской литературы; - использование простого, невозвышенного языка без славянизмов и метафизической напряженности в произведениях сатирических, бытовых и комических жанров, а также басен и эпиграмм, и к таким произведениям Ломоносова могут быть отнесены следующие его произведения: ! лирические стихи о любви немецкого периода; ! некоторые переводы, переложения из Библии (кроме "Размышлений"); ! перевод из Анакреона "Ночью темною..." и др. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11358
| |