Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Трагедия как жанр, основные черты трагедии, примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Трагедия (от гр. tragos - козел и oide - песнь, букв. «козлиная песнь») - один из жанров драматического рода, в котором изображается трагический конфликт, острое и непримиримое противоречие, приводящее к катастрофическим последствиям и к гибели героя или нескольких действующих лиц.

Например, античные трагедии - «Прометей прикованный» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла, «Медея» Еврипида; трагедии эпохи Возрождения - «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» В. Шекспира; трагедии эпохи Просвещения - «Сид» П. Корнеля, «Федра» Ж . Расина, «Эмилия Галотти» Г.Э. Лессинга, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Напряженность трагедийного действия заставляет зрителей испытывать сильнейшие эмоциональные потрясения: сострадание герою, страх за его судьбу, сопереживание его несчастьям и т.п. Волнение, ощущаемое зрителем по ходу действия пьесы, впервые было подмечено Аристотелем в IV в. до н.э., определившем его как «катарсис», т.е. духовное «очищение» посредством эстетических переживаний.

В трагедии изображается сильный человеческий характер, герой борется и страдает за торжество правды, справедливости, свободы, а гибель его часто осознается как нравственная победа над силами зла.

Развитие жанра трагедии в русской литературе связывают с именами А. Сумарокова, М. Хераскова, Я. Княжнина, В. Озерова – драматургами классицизма. Образцы этого вида драматического искусства XIX в. можно найти в творчестве А. Пушкина: «Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - последние четыре объединяют в цикл так называемых «маленьких трагедий». Однако, с точки зрения канонов жанра, пушкинские пьесы-трагедии в исконном значении этого слова таковыми не являются.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Древнейшим драматическим жанром является трагедия. Как же она возникла и что это такое?

Ответ можно найти в «Поэтике» Аристотеля. Слово "трагедия" в переводе с греческого означает «козлиная песнь». Откуда такое смешное название? В Древней Греции трижды в году устраивались Великие Дионисии. На празднествах обязательно был Хор, руководимый Корифеем (предводителем хора). Хор исполнял дифирамбы - песнопения, посвящённые Дионису. Хористы не только пели, но и изображали как самого бога, так и его свиту — весёлых сатиров в козлиных шкурах. По ходу песнопения хор и корифей разыгрывали смешные сценки из разных мифов, которые со временем утратили смеховой характер, наполнившись серьёзным содержанием.

В основе трагедии всегда лежит конфликт. Его острота зависит от того, какие силы противостоят герою: судьба, время, люди... «Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии, и вы лишите её всего величия», — говорил В. Белинский.

Герой трагедии — человек исключительный по своим качествам, часто обречён на гибель. Он обычно не выдерживает той напряжённой борьбы, в которую вовлечён.

Зритель, следуя за героем, переживает целую гамму чувств — страх, сострадание. На него обрушивается буря страстей — обман, предательство, преступление, любовь, ненависть... Пережив их, он испытывает некое освобождение и душевную разрядку. Это чувство Аристотель назвал катарсисом (греч. katharsis очищение). Таким образом, гамма чувств зрителя трагедии выглядит так: страх — сострадание — катарсис.

Основные черты трагедии:

  • в основе исключительный по своей значимости конфликт между героем и средой, героем и судьбой и т. п.;
  • герой — сильная незаурядная личность, обречённая на гибель;
  • события происходят в короткий отрезок времени;
  • финал трагический;
  • иногда зло торжествует, но моральная победа за главным героем;
  • зритель трагедии переживает катарсис.

Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. - К.: Грамота, 2008

В трагедии главный конфликт — борьба в душе главного героя между долгом и совестью. В античной драме всегда присутствует идея рока, предопределенности, судьбы. Хор в античной драме создает настроение, формирует отношение зрителей к происходящему.

Трагедия показывает события и характеры в их трагическом становлении. В произведениях этого жанра всегда есть трагический конфликт. Для героя трагедии обстоятельства складываются так, что его представления о долге вступают в конфликт с понятиями о совести, с личными чувствами. Герой сам не в силах разрешить эти противоречия, поэтому они становятся «трагическими» для него. В том, как герой пытается разрешить эти противоречия, состоит пафос трагедии. Именно поэтому пафос трагедии носит героический характер.

В трагедии главное действующее лицо пытается разрешить неразрешимое, что только усугубляет его внутренний разлад, обостряет конфликт. Поэтому создается впечатление судьбы, обреченности. Например, трагедия Шекспира «Гамлет». Долг диктует Гамлету отомстить за отца, что несовместимо с его представлениями о гуманности, любовью к матери и Офелии. Желая отомстить Клавдию (новому королю), он убивает отца своей возлюбленной — Полония. Это сводит с ума Офелию, которая кончает жизнь самоубийством. Причиной этого стали борьба в ней между долгом по отношению к отцу и любовью к его убийце — Гамлету. Брат Офелии Лаэрт клянется отомстить Гамлету за кровь отца, чем воспользовался Клавдий. Лаэрт погибает. Клавдий, пытаясь избавиться от Гамлета, подкупает его друзей — Розенкранца и Гильдестерна. Предав своего друга, они гибнут. В этом их трагическая вина. Мать Гамлета потворствует убийце мужа, что приводит ее к смерти.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
39
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 53876