Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Образ в искусстве и литературе. Особенности, структура и виды образов

  • Статья
  • Еще по теме

Образ - понятие, центральное в искусстве, литературе и науке об искусстве и литературе, при этом - многозначное и трудноопределимое. Оно иллюстрирует связи искусства и действительности, роль художника в создании произведения, внутренние законы искусства, раскрывает отдельные аспекты художественного восприятия.

Трудности с формулировкой понятия приводят к тому, что ряд ученых считает его "устаревшим" и предлагает вовсе упразднить за ненадобностью. Меж тем невозможно изъять из языка такие слова, как "изображение", "воображение", "преображение" и др. У них есть нечто общее, а именно "внутренняя форма" - образа (о "внутренней форме" см. работы А. Потебни).

Тождество внутренней формы и образа в искусстве есть, по сути, то же самое, что тождество формы и содержания.

Смысл образа - это сам образ, объясняющий себя в процессе своего создания автору и воссоздания - читателю (такое понимание присуще А. Белому. М. Хайдеггеру, О. Пасу). С этой точки зрения искусство не "отображает" бытие, но непосредственно "поставляет" его. Одновременно это и средство познания как внехудожественной, так и эстетической действительности: то "место" (та область), где обе действительности "встречаются", пересекаются друг с другом. Во внехудожественных областях познания сходная структура - модель.

В широком смысле художественным образом можно назвать любую форму, в которой художник воплотил воспринятые им и значимые для его сознания события, объекты, процессы, явления потока жизни и свое восприятие их. Часто говорят об "отражении" действительности в искусстве с помощью образа, о преображении человеческой жизни в свете авторского эстетического идеала, созданного при помощи фантазии и воплощенного в образе.

Основные функции художественного образа - эстетическая, познавательная, коммуникативная. С помощью него создается индивидуальная эстетическая реальность. По отношению к действительности образ в искусстве не выступает в качестве ее копии, не «удваивает» ее. Он транслирует авторский идеал читателю, зрителю. Несмотря на субъективизм авторской картины мира, она выражает и нечто всеобщее - иначе художественное произведение не находило бы читателей (зрителей), кроме собственного создателя. Это «всеобщее» очень часто и есть художественный образ.

История литературы порождает новые образные системы, возникающие благодаря появлению новых методов в искусстве. Так, существуют образы классицизма, сентиментализма, романтизма, критического реализма, натурализма, символизма, экспрессионизма, различных иных школ модернизма и др.

Визуальный смысл интересующего нас понятия не противоречит лингвистическому смыслу, но существует неотъемлемо от него.

Воображение читателя - такая же реальность, как и та, что существует в «формах самой жизни». Человек не может реагировать на то, чего не существует; любой фантом, вызывающий реакцию, наличествует прежде всего в воображении, и это, а не отсутствие его в действительном мире предметов, явлений и др., обусловливает его действенность. Термин «пластика» применим к тому, что воспринимается органами чувств – так, музыка не видна, а слышна, что не мешает нам говорить о музыкальной пластичности. Как в слове обыденного языка сосуществуют предметное, «видимое» начало, звуковой облик и смысл, так и в поэтическом образе «картинка», пластика и поэтическое значение слова не исключают друг друга.

Поэтический образ представляет собой, по сути дела, идеограмму, подобную древнеегипетской или шумерской единице письма. Вызывая зрительную ассоциацию в сознании и поэта и читателя, он отпечатывается в этой ассоциации как некоторый, пусть схематизированный, рисунок, стимулирующий восприятие и понятия, и изображения («картинки»). Одновременно возникает поэтическое значение и смысл слова: из общелитературного оно превращается в поэтическое. Поэтический образ не прочитывается однозначно, а каждый раз «разгадывается», «строится» в сознании заново.

Структура и свойства образа

Образ как нечто «зримое» обращен к эмоциональному восприятию, к чувству, и воспринимается чувственно. Он связан и с явлениями внехудожественной действительности, которые в нем сталкиваются, уподобляясь друг другу, сплавляясь в художественное целое, и со словами литературного языка, получающими новые значения. Структура образа включает то, что преображается (некоторая обыденная реалия, предмет, явление, процесс и др.), то, что преображает (это как раз и есть любое средство художественной речи - от сравнения до символа), и то, что возникает в результате.

В самом общем виде образ обладает следующим и свойствами:
- он возбуждает непосредственную реакцию, «чувство» читателя (активизирует и "запускает" эстетическое восприятие);
- он конкретен, «пластичен» (это определение используется сегодня при анализе пластических искусств (живопись, скульптура и др.), а не мусических (музыка, поэзия и др.). Остается неизученным вопрос о содержании термина «пластика» по отношению к слову: интуитивно она ощущается атрибутом как музыкального, так и литературного произведения) и именно в силу этих свойств является эстетическим явлением;
- образ есть посредующее звено между 1) внешними явлениями, 2) чувствами и 3) сознанием человека;
- поэтому он должен быть красочным, осязаемым, конкретным, как «предмет» действительности, а не абстрактно рассудочным.

Можно говорить о разнице образа в поэзии и в прозе. Образ в прозе скорее воссоздает некоторое явление мира, придавая ему целостность, трактуя его как художественную идею. В прозе (исключая такие переходные от поэзии к прозе форы, как «стихотворения в прозе», например, Тургенева и др.) преображение действительности как абсолютное торжество авторской трактовки невозможно. Здесь индивидуально-авторское видение мира должно в большей части своего объема совпадать с читательским.

Виды образов

Художественные образы возможно классифицировать и по тем объектам, которые подвергаются эстетическому преображению и в результате возникают в художественном произведении.

- Словесный (языковой) образ: "Чуждый чарам черный челн" (К. Бальмонт); ось, оса, Осип в стихотворениях Мандельштама; «Повсеместно окрест ни светло, ни темно,/ И в созвучии: око - икона - окно. -/ Обещание вещего знака,/ Словно все, что случится, лежит на кону» (В.Перельмутер). Здесь основное внимание уделяется именно лексическим единицам, нередко актуализируется внутренняя форма слов.
- Образ-персонификация, обозначение или знак, иногда даже отождествление, основанное преимущественно на метафоризации. Так, «кинжал» в русской поэзии традиционно обозначает «поэта», «чайка» у Чехова - знак Нины Заречной (здесь образ переходит в символ, однако собственно образная природа в таких случаях не утрачивается). Образной природой начинает обладать отдельная типизированная человеческая личность.
- Образ-фрагмент, когда отдельная часть или частное явление приобретает характеризующий, обобщающий характер. Основной прием здесь - метонимия. Так, у С. Кржижановского «Солнце врывалось параллелями лучей в фрамуги окон всех четырех этажей магазина Тица» ("Встреча"). Лучи - отдельный атрибут солнца, но весь объект явлен здесь именно через этот атрибут.
- Образ-обобщение (например, «образ Родины», «образ свободы» в произведениях такого-то автора (авторов)). Преображению подвергается абстрактное или очень широкое понятие, раскрывающееся через конкретные реалии.
- Образ автора (как рассказчика или одного из героев, персонажей) в произведении. Здесь преимущественное значение получают авторские оценки, обычно неявно присутствующие в тексте.
- Образ определенного человека, героя (персонажа) произведения, который является носителем и воплощением некоторых качеств и свойств. В нем содержатся неповторимо-индивидуальные и обобщающее-типические черты, иначе говоря - он и не похож ни на кого и объединен со многими реально существующими людьми. Например, образ Татьяны в «Евгении Онегине», Чацкого в комедии "Горе от ума" и др. В данном случае он складывается из различных составляющих, которые выявляются при анализе произведения. Это внешний облик, характер (проявляется в отношении к миру, во взаимоотношениях с другими героями, персонажами), речевой портрет, отношение к человеческим поколениям (например, есть ли у героя дети: в романе Гончарова "Обломов" важно, что Штольц после смерти Обломова усыновляет его ребенка) и др. Очень большое значение имеют художественные детали, сопровождающие того или иного героя. Так, князю Андрею в романе «Война и мир» сопутствуют то старый дуб в Отрадном, то "небо Аустерлица", и это активно работает на создание образа героя.
- Образ (в собственном смысле "картина") мира, его состояния, явления.

Надо обязательно иметь в виду, что отдельные разновидности художественного образа большинстве случаев сосуществуют вместе. Они формируют целостное художественное впечатление.

Интересно проанализировать концепцию художественного образа, разработанную на рубеже XIX-XX вв. В. Брюсовым, одновременно поэтом и теоретиком литературы. С его точки зрения, метафизическая сущность поэзии реализуется именно в художественном образе, который выступает как синтезирующее средство познания (в отличие от секулярно-научного - анализирующего). Он есть своеобразный «синтез синтезов»: связывая в единое целое различные представления о различных явлениях, он может быть рассмотрен как особое синтетическое суждение о мире ("Синтетика поэзии", 1924).

Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007

Понравился материал?
17
Рассказать друзьям:
Просмотров: 30422