Меню сайта

Статьи » Общие темы » Теория литературы

Несказочная проза: общие признаки и жанры

По мнению В.Я. Проппа, в действительность излагаемых сказкой событий не верят. В отечественной науке эта точка зрения имеет большое число сторонников, однако ее разделяют далеко не все. К числу убежденных оппонентов принадлежит В. П. Аникин. С ним солидарен Н.В. Новиков, полагающий, что в прошлом существовала безусловная вера в сказку и ее героев. Однако такой подход представляется несколько односторонним, поскольку разрушает границы между сказкой и несказочной прозой.

При классификации повествовательного фольклора именно установка на вымысел либо на достоверность служит жанровым индикатором. Наличие той или иной установки диктует выбор соответствующих приемов и средств. Главной особенностью сказки является то, что события разворачиваются во внеисторическом времени, поэтому немыслимо, чтобы сказитель включил себя в фабулу произведения в качестве действующего лица. Несказочная проза, напротив, активно использует рассказ от первого лица, как и ссылки на источник информации. Особую убедительность повествованию придают локализация и хронологическая приуроченность событий. Правдоподобие — главный отличительный признак таких рассказов.

В свете вышеизложенного заслуживает внимания концепция М.И. Стеблина-Каменского, разработанная на скандинавском материале и, возможно, поэтому не получившая отклика среди славистов. Ученый говорил о существовании в сознании современного человека «двух форм правды»: одна находит выражение в науке, другая — в художественном творчестве. Однако человек не только древности, но и средневековья не осознавал этих двух «правд». Для него существовала воплощенная в слове особая форма психической деятельности, которую М И. Стеблин-Каменский назвал «синтетической, или синкретической правдой». Данная теория находит поддержку в многочисленных трудах, посвященных ранним формам сознания. В наши дни пережитки такого восприятия реальности достаточно широко представлены на бытовом уровне: в передаче разговоров, рассказах очевидцев, особенно в пересказах сновидений. Для понимания специфики фольклорной культуры ценным представляется вывод о том, что по мере приближения повествования ко времени, в котором живет рассказчик, увеличивается доля историчности в «синтетической правде».

Жанры несказочной прозы

Несказочная проза включает разнообразные жанры — предания, легенды, бывальщины, сказы, былички. На протяжении длительного времени они анализировались преимущественно как вспомогательный этнографический материал. Между тем многие жанры несказочной прозы и сегодня остаются живым явлением народной культуры, обладающим ярко выраженной региональной спецификой. Исторические и топонимические предания тесно связаны с конкретными реалиями: лицами и событиями, географическими объектами и их названиями. Не следует забывать, что этническая традиция изначально существовала как множество локальных вариантов и версий, сближавшихся в процессе этнической консолидации. Например, такой факт национальной истории, как подвиг Ивана Сусанина, по-разному вписан в общерусский культурный фонд и в фольклорный репертуар его «малой родины». В поддержании связей между поколениями могут сыграть свою роль и переходные формы, например, семейные воспоминания. Опыт показывает, что многократное воспроизведение способствует художественной шлифовке текста, который приобретает черты поэтической образности.

Легенды

Термином «легенда» в фольклористике обозначаются рассказы религиозного содержания, а также сюжеты социально-утопического характера (о «золотом веке», о будущих народных освободителях и т.д.).

Былички

Былички, или рассказы о нечистой силе, имеющие в основе древние мифологические сказания, обычно классифицируются по действующим лицам. Среди представителей низшей демонологии встречаем персонифицированных духов природы (водяного, лешего, кикимору) и обитателей крестьянской усадьбы (домового, овинника, банника). До недавнего времени господствовало мнение о быличке как о жанре, полностью принадлежащем прошлому. Вопрос о возможности его трансформации даже не ставился. Между тем собирательская работа последних лет показала, что рассказы о нечистой силе, о потаенных кладах, об оживших мертвецах, о неприкаянных душах бытуют и в наши дни. Некоторые авторы не без основания соотносят с быличками рассказы о встречах с инопланетянами. Перечисленные сюжеты известны репертуару всех возрастных групп. Встречаются они и в детском обиходе. Детский быт имеет собственное, закрытое от взрослых, сакральное пространство, куда входят тайники, страшные и загадочные места. К их числу относятся сараи, подвалы, чердаки, свалки и пр. Посещение таких мест всегда связано с нарушением запрета: психологически оно обосновано стремлением к самоутверждению.

Страшные рассказы (страшилки)

Жанр так называемых страшных рассказов в детском репертуаре привлек серьезное внимание ученых лишь в последней трети XX в. Для обозначения жанра М. В. Осориной предложен термин "страшилки" (по аналогии со считалками, дразнилками и пр.). Название функционально обусловлено: «... Их основным назначением всегда было стремление напугать слушателей». Специфической особенностью страшилок является то, что, во-первых, они всегда исполняются в темноте или в укромном уголке и, во-вторых, рассказываются в группе, а не при парном общении. По мнению психологов, именно в коллективе, при эмоциональной поддержке других детей, можно изжить свои страхи и получить своеобразное наслаждение, своего рода «катарсис».

Главным действующим лицом страшилок всегда является ребенок. Завязкой действия, как и в сказке, обычно служит нарушение запрета. Рассказ нередко заканчивается гибелью героя. Причиной смерти являются действия вредоносных существ (мертвецов, вампиров, бандитов) или предметов («красная рука», «черный гроб», «белое покрывало с черными крестами»). Интересно, что в произведениях советского времени в качестве помощника и спасителя выступал милиционер. Таким образом, современные страшилки представляют собой сплав сказочных и мифологических мотивов, в который включены бытовые и социокультурные элементы жизни города XX в.

Надо признать, что «страх и ужас» обладают определенной привлекательностью, почему и становятся объектом творчества, в том числе поэтического. С этих позиций полезно обращение к опыту предшествующих поколений. По-видимому, при познании секретного мира детей не могут утратить актуальности хрестоматийные «Бежин луг» И.С. Тургенева и «В дурном обществе» («Дети подземелья») В.Г. Короленко.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (03.01.2017)
Просмотров: 482 | Теги: страшилки, былички, несказочная проза
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar