Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Литературный образ: особенности и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Категории содержание и форма — неразлучная пара. Это две стороны одного целого, не существующие поврозь.

Что есть форма художественной литературы вообще и форма художественного произведения в частности? Формой художественной литературы в самом широком значении этого понятия является образность. Художественная литература отражает действительность, не абстрагируя ее через понятие, а моделируя в образах. Этим она в корне отличается от сопредельной сферы духовной деятельности человека — науки. Предмет или явление не манифестируются понятием, термином, а показываются, изображаются, хотя литература, как и наука, пользуется для своих целей прежде всего словом. А слово в принципе терминологично. Писатель, однако, использует его эстетически, создавая посредством его образ реального мира, ту или иную картину живой жизни. Посредством словесного образа созидается самая совершенная иллюзия бытия.

Литературный образ "живет" во времени и пространстве, движется и пребывает в покое, видим и слышим, осязаем и обоняем, т.е., по точному слову Н.Г. Чернышевского, представляет «форму самой жизни». Этим он отличается от образов иных искусств, ограниченных материалом: пространственных (живопись, скульптура) и временных (музыка). Образность всех прочих, невербальных, видов искусства демонстративно условна. Попытки преодолеть эту условность ничего, кроме инстинктивного отвращения, не вызывают (раскрашенная или движущаяся скульптура, восковые фигуры, звукоподражательная, "предметная" музыка, вспомним "Необыкновенный концерт" С. Образцова).

Литературный образ есть парадоксальный синтез предельной условности и столь же предельной безусловности. С одной стороны, он самый условный, поскольку словесный образ делается из лишенного материальности материала. Как говорил Пастернак, книга — только "кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего". Построенный в ней художественный мир иллюзорен, реализуется не наяву, а только в воображении. Его невозможно постигнуть при помощи пяти привычных чувств, необходимо шестое, то, о котором прекрасные стихи "Шестое чувство" были написаны Николаем Гумилевым. Но это «шестое чувство» заменяет и синтезирует все пять остальных, поэтому литературный образ оказывается самым безусловным; будучи "формой самой жизни", он стремится в принципе создать картины, сцены, портреты, адекватные предмету искусства.

Наконец мы настолько привыкли к слову, с помощью которого мыслим, общаемся, действуем и живем, что уже не ощущаем его абстрактной нематериальности. Мы говорим "слово и дело", уравнивая их, мы с волнением вслушиваемся в первую фразу Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово» и соглашаемся с поправкой Фауста: "В начале было Дело". Слово — самый универсальный, эффективный и гибкий инструмент творчества, особенно если им пользуется высокий мастер. Вот почему так пластичны, зримы и осязаемы сцены Толстого в «Войне и мире», в «Казаках», в «Анне Карениной», вот почему кружится у нас голова и захватывает дух от изображений Кавказа Пушкиным и Лермонтовым, вот почему вместе с шолоховским Григорием Мелеховым мы видим черное солнце на черном небе в сцене смерти Аксиньи и прощания с ней. Литературный, словесный образ создает совершеннейшую — в меру таланта писателя — иллюзию бытия.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8431