Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Что такое дольник. Дольники Фета

  • Статья
  • Еще по теме

В строках стиха чередоваться могут не стопы, а ритмические доли, имеющие по одному ударению. Доли эти могут быть равносложными (в первой и третьей строках), но могут иметь и разное количество слогов (во второй и четвертой строках). Такой стих носит название дольника. Классические образцы его дает поэзия Фета:

Измучен жизнью, коварством надежды,

Когда им в битве порой уступаю,

И днем, и ночью смежаю я вежды

И как-то странно порой прозреваю.

Дольник еще не потерял связи с силлабо-тоническими размерами. В основе его лежит тот или иной силлабо-тонический размер (амфибрахий — в приведенном выше примере), нарушаемый пропуском одного из двух слогов, расположенных между ударениями. Паузы, образовавшиеся на месте обрывающегося ряда закономерно повторяющихся слогов, дробят стихотворную строку на несколько отрезков — ритмических долей. Роль безударных слогов в ритмической организации стиха снижена. В то же время усиливается значение ударений, организующих отрезки стихотворной строки от одной паузы до другой.

Как и в разобранном выше стихе Тютчева, ритм дольников организуется выравненностью ударений не только по месту, но и по количеству их в стихотворной строке. Однако в стихе Тютчева изменение присущей силлаботонике системы ударений не имело принципиально нового характера. Здесь еще слишком велика подчиненность новых по своей структуре строк ямбической схеме, лежащей в основе ритма стихотворения. Но уже в этом стихе наметились возможности ритмической организации речи по качественно новым принципам.

В дольнике эти возможности получили дальнейшее развитие. Характерная для силлабо-тонического (слогоударного) стиха равносложность стихотворных строк здесь отсутствует. Это вызвано тем, что количество слогов между ударениями различно. Однако различия эти очень незначительны. Обычно пропускается лишь один из двух слогов, расположенных между ударениями в трехсложных размерах.

Итак, в дольнике стихотворная строка состоит из ритмических долей. В том случае, если доли эти неравносложны, между ними возникает пауза. Но при этом строка сохраняет ритмическую целостность. Этому способствует, во-первых, ясно чувствующаяся здесь трехсложная основа ритма и, во-вторых, замыкающая строку пауза, значительно более сильная, чем паузы внутристрочные, и к тому же подкрепленная рифмой.

Дольники Фета характеризуются повторением пауз на вполне определенных местах строки. Здесь, таким образом, закрепляется место не только ударений, но и пауз.

Источник: Изучение стихосложения в школе. Сб. статей под ред. Л.И. Тимофеева. М., 1960

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2283