Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Сочинения на общие темы

Сочинение про монастырь и монашество

  • Статья
  • Еще по теме

Аскетизм! Слово греческое (аскетис — упражнение), первоначально, видимо, применялось к тем людям, которых мы ныне называем спортсменами. Каждодневные усиленные упражнения, тренировка физических сил ради достижения спортивных рекордов. Для древнего человека, когда физическая сила была особенно необходима для выживания во враждебном или не всегда благоприятном для него мире природы и видового коллектива, это был не только залог здоровья, но и самой жизни.

Тренировки требовали и определенной силы воли. Это было и постоянное испытание, огромный, не всегда приятный труд. Таким образом, тренировалась и воля. Надо было преодолевать себя, свою лень, свою тягу к приятным ощущениям, переламывать себя. Так формировался и дух человека, укреплялись его духовные силы. Аскетис — упражнение становилось уже формой духовного самоутверждения. Так, надо полагать, возникло то странное явление, которое было названо аскетизмом.

Самоутверждение превратилось в дикое, противоестественное самоистязание. Аскетизм не был изобретением Средневековья, но в Средневековье, и особенно под влиянием христианской религии, он принял чудовищные формы. Древность знает случаи, когда противоречие между чувством дружбы и физическим влечением к возлюбленной приятеля заставляло молодых людей оскоплять себя (дабы соблазн не побеждал законов дружбы).

Спартанцы, воспитывая чувство воли молодых людей, прибегали к их физическим истязаниям, попросту говоря, зверски избивали их, иногда забивали насмерть. Истязание плоти было распространено и в Индии.

Отшельничество становилось одной из форм аскетизма. Основатель буддизма Шакья Муни сознательно ушел от соблазнов жизни, ограничил себя во всем. Муни — значит молчальник. В древности возник такой странный институт, как монашество (от греч. монастерион—уединенное жилище).

Одна из примечательных черт Средневековья — монастыри. Их возникло огромное множество во всех странах христианского вероисповедания. Монастыри женские, монастыри мужские. Разделение полов обязательно. Воздержание от плотского общения — неукоснительное требование аскетизма. Помнили заповедь Христа: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею» (Евангелие от Матфея).

Даже «вожделеть» запрещалось. Отсюда мучительная борьба аскетов с искушениями. Мировая литература отразила эти страдания несчастных фанатиков— всевозможные неврозы, галлюцинации. Есть в ней поистине шедевры философски окрашенной художественной прозы. Назову «Искушение святого Антония» Флобера, «Тайс» Анатоля Франса.

Иногда уходили в монастырь, чтобы удалиться от «мирской суеты» И жить в мире иллюзий, отрешенности от «мира лукавого», как этого хотел Николай Гумилев, мечтая о «золотом и белом монастыре», чтоб «смотреть на ширь воды и неба ширь». Поэта ждала трагическая судьба, и печальная его мечта о «на море пустынном монастыре» понятна.

Один из романов Бальзака («Герцогиня де Ланже») открывается поэтическим описанием монастыря, куда после несчастной любви удалилась его героиня. Свой роман Бальзак посвятил Ференцу Листу, великому композитору и пианисту. Само посвящение этому человеку романа о трагической любви и гигантской тени креста, упавшей на эту трагическую любовь, — знаменательно. Мы знаем личную драму венгерского композитора. Всю жизнь любил одну женщину, трижды, любимый ею, пытался на ней жениться. Трижды на пути двух любящих существ вставали непреодолимые препятствия. Наконец, все преграды сломаны, впереди ясное будущее, вожделенное счастье, но... опасения возлюбленной: не сам ли Бог противится их воссоединению, ведь столько раз он их разлучал. Не будем искушать судьбу! Снова разлука и — теперь уж навсегда. И великий композитор — в сутане монаха.

Монашество, лишение себя самых больших радостей жизни — само по себе противоестественно. Человеку, надевшему на себя эти добровольные цепи, часто молодому и физически здоровому, приходилось испытывать невероятные муки искушений. Писатели не могли пройти мимо этой психологической темы. Литература знает прекрасные произведения, посвященные ей.

Основателем монашества считается по праву отшельник Антоний. Он прожил 105 лет (251—356). Католическая церковь канонизировала его. День этого святого—17 января.

Личность этого человека не раз привлекала к себе интерес художников, писателей. Сложилась легенда о невероятных искушениях, которым якобы подвергал его дьявол. Эта психологическая сторона и привлекала к нему людей искусства. Известна картина нидерландского живописца Босха (1460— 1516) «Искушение святого Антония», а также француза Жака Калло (1592— 1635). В картинах того и другого художника — фантасмагорическое сплетение реальных и бредовых видений.

В XIX веке Гюстав Флобер написал роман о знаменитом пустыннике, по жанру, пожалуй, более похожий на драму — с монологами, разговорами, авторскими ремарками.

Писатель представляет себе, как жил этот человек, покинувший общество людей с их страстями и поселившийся в полном одиночестве на лоне природы. Идиллическая жизнь. Перед рассветом отшельник приступал к молитве, затем спускался к реке за водой, возвращался с бурдюком на плечах. Пел гимны Богу. Затем убирал хижину, плел циновки, корзины. И снова обращался к молитве, ощущая благостное состояние, будто «поток милосердия изливался с высоты небес» к нему в душу.

Когда он покидал родной дом, чтобы предаться отшельничеству, его порицали. Вера совершает чудеса, и это мучительство становилось для экзальтированных особ счастьем. Фанатик и аскет Савонарола, сжигаемый в 1498 году на костре во Флоренции, считал себя отмеченным Богом и умирал в блаженстве духа, претерпевая страдания физические.

Само возникновение аскетизма, а монашество и предполагает аскетическую жизнь, связано со всей философией христианства. Впрочем, монастыри стали широко распространенным явлением и в буддийской религии. И первым индийским отшельником был сам Шакья Муни принц Гаутама — Будда.

Здесь мы должны отметить важную черту христианского религиозного мировоззрения. Оно отвергло жизненные ценности античности культ красоты человека. Сама жизнь земная расценивалась лишь как краткий миг испытаний перед вечной загробной жизнью. Поэтому все, что украшает земную жизнь — физическое здоровье, физическая красота,— ввергает человека в соблазн греха и должно быть отвергнуто, осуждено, как сатанинские чары.

Однако, как говорил один из героев шекспировских комедий, «мир должен быть населен», и христианская церковь очень внимательно относилась к святости семейного очага. Супружеская любовь — сдержанная, в какой-то мере целомудренная — почиталась священной. Церковь призывала оберегать ее как и семейный мир, хранить супружескую верность, уважение детей к старшим и пр. Всякое пресечение деторождения церковь осуждала и осуждает как великий грех.

Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.2. Литература средних веков. - М.: Просвещение, 1997

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5521