Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 961-970
Страницы: « 1 2 ... 95 96 97 98 99 ... 116 117 »

Замысел романа «Идиот» органически связан с «Преступлением и наказанием». Сохранились черновики, в которых отчетливо зафиксирована идея писателя начать следующий роман со слов: «Он мог бы дойти до чудовищности, но любовь спасает его. Он проникается глубочайшим состраданием и прощает ошибки. Взамен получает высокое нравственное чувство в развитии и делает подвиг».


Факты жизни самого писателя, его духовные искания, его размышления нашли воплощение на страницах его книг. Мы же сначала попытаемся понять самого писателя, а лишь потом его произведения. Так кто же он, Лев Николаевич Толстой, писатель и философ, соединивший в своем творчестве два века русской литературы, XIX и XX, человек, к которому мировая слава пришла еще при жизни?


Название произведения возникло, по существу, на заключительном этапе работы. В договоре на издание рукой Льва Николаевича Толстого зачеркнуто прежнее «Тысяча восемьсот пятый год» и вписано новое — «Война и мiръ». И в этом принципиальная разница. Дело в том, что в современном языке существуют два значения слови «мир», написание которых различалось в старой орфографии: «миръ» в смысле не война и «мiръ» — общность людей, народ.


Сам Лев Николаевич Толстой отказывался определять жанр своей книги. В статье «Несколько слов по поводу «Войны и мира» он писал: «Что такое «Война и мир»? это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».


Если бы роман «Анна Каренина» был создан по канонам классического семейно-бытового романа, то главным героем должен был стать Каренин или Вронский. Нарушив традиции, эту роль в романе автор отвел Константину Левину, «странному» помещику, который в чем-то близок Анне. Безусловно, их пути различны: они сопутствуют друг другу только в отрицании зла жизни, но резко расходятся в поисках добра.


Название «Очарованный странник» настолько загадочно и многозначно, что по праву считается одним из высших художественных достижений писателя. Об этом вы можете судить сами по тому количеству вопросов, которое ставит это название перед внимательным и грамотным читателем.


В конце рассказа «Тупейный художник» проставлена дата «19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». В основе сюжета произведения — история любви крепостной актрисы и крепостного парикмахера, т. е. тупейного художника, спасшего свою возлюбленную от судьбы наложницы. Почему же вдруг, спустя 20 лет после отмены крепостного права, когда уже русская литература стала забывать эту тему, Лесков вновь возвращается к ней?


Андрей Белый (1880—1934) — теоретик искусства, поэт и писатель. В ранний период творчества испытывает влияние Достоевского, Шопенгауэра, Канта, Спенсера, Ницше. Представления об искусстве выразил в первых статьях "Формы искусства" (1902), "О теургии" (1903), которые вошли в сборник «Символизм» (1910).


В середине 90-х годов В. Я. Брюсов выпустил сборник «Русские символисты», в котором обобщил опыт западноевропейской и отечественной словесности. Поэт выдвигает символистскую мысль об абсолютной суверенности художника, свободе творчества. В творчестве Брюсова объединились две тенденции: сознательное стремление к эксперименту, обновлению и столь же сознательное тяготение к традиции, к художественному опыту прошлого.


В 1890-е годы Д. С. Мережковский сотрудничает с журналом «Северный вестник», вокруг которого формируется первая группа русских символистов. Начинает он свой творческий путь как лирик, его стихи отличает холодная рассудочность, мотивы одиночества, усталости души. Затем Мережковского начинает привлекать критическая и литературно-исследовательская деятельность.


1-10 11-20 ... 941-950 951-960 961-970 971-980 981-990 ... 1151-1160 1161-1170