Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 941-950
Страницы: « 1 2 ... 93 94 95 96 97 ... 116 117 »

Яким — крестьянин, землепашец (Лет тридцать жарится / На полосе под солнышком, / Под бороной спасается / От частого дождя), и одним из средств социальной характеристики героя является его портрет. Описание внешности человека строится на ряде параллельно развертывающихся сравнений: морщины-трещины на высохшей земле, шея — пласт, сохой отрезанный, волосы — песок, рука — кора древесная, человек — ком земли, присохший к сохе.


С проезжей дороги, где завязался спор мужиков, автор ведет нас (читателя) в самую гущу народной жизни, в толпу, на сельскую ярмарку. Картина сельской ярмарки, по мнению Некрасова, могла много дать для художественной обрисовки самых разнообразных народных типов и характеров, для выявления «подноготной» русского мужика. Конечно, далекий от народа человек, побродив по ярмарке час-другой, мало что поймет в жизни и судьбе народной. 


Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать


При работе над поэмой «Мороз, Красный нос» (1863) поэт поставил перед собой задачу углубленного анализа русского народного характера, художественного проникновения в самые сокровенные движения души, идеалы, чувства и представления своих народных героев. Поэма «Мороз, Красный нос» писалась, когда на спаде революционной волны запахло в стране реакцией, когда в рядах демократической интеллигенции в значительной мере пошатнулась вера в революционные возможности народа. 


«Народные поэмы» Некрасова — совершенно новый для русской литературы тип поэмы, где поэт-демократ, совершая свое поэтическое «хождение в народ», еще более смело, чем в лирике, «перешагнул заповедную грань непоэтического». Пусть мужик сделался в литературе 60-х годов героем дня и о нем говорили в многочисленных очерках и рассказах, но нужно было обладать дерзостью гения, чтобы решиться сделать этого мужика героем ПОЭМЫ, с ее давней романтической традицией, с ее сопротивляемостью обыденно-бытовому материалу.


Своеобразным подступом к эпическому решению народной темы, предложенному в произведении "Кому на Руси жить хорошо", можно считать небольшую лирическую поэму "Тишина" (1857), первую из поэм Некрасова, героем которой является народ. Основу повествования в ней составляют чувства и раздумья автора по возвращении на родину, только что пережившую героические и трагические события севастопольской обороны.


Повесть Достоевского "Слабое сердце" непосредственно связана с автобиографическим отрывком из «Петербургских сновидений в стихах и прозе», поскольку именно в ней автор впервые приводит фрагмент, рассказывающий о «происшествии», резко изменившем его жизнь в молодости. В повести слова о призрачном Петербурге передают ощущения Аркадия Ивановича Нефедовича, который стал свидетелем трагической катастрофы, произошедшей с его другом Васей Шумковым, сошедшим с ума от переживаний по поводу не сделанной к сроку работы.


В истории деятельности Достоевского-публициста «Дневник писателя» явился продолжением журналов, которые Достоевский издавал в первой половине 60-х годов вместе со своим старшим братом — «Времени» (1861 — 1863) и «Эпохи» (1864 — 1865). Однако еще в период работы над этими журналами (в которых также и при жизни старшего брата ему принадлежала руководящая роль) Достоевский задумывает периодическое издание иного типа, где ему принадлежала бы роль не только редактора, но и единственного автора всех публикующихся в нем материалов.


«Русский роман» — понятие не национальное, а всемирное. Именно так принято называть одну из самых удивительных страниц мировой культуры. Искусство XX века стоит на плечах русских гигантов: Тургенева, Достоевского, Толстого. В духовную историю человечества они вошли как авторы великих романов. Что же такое русский роман?


Россия XVIII века. Господствует классицизм, а следовательно, и строгая иерархия жанров: комедия — «низкий» жанр, трагедия — «высокий», а драма — «средний». В наследство писатели XIX века получают только трагедию и комедию. Получают словно для того, чтобы немедленно нарушить все жанровые каноны. Пример тому комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», «высокая» комедия, которая, по словам А. С. Пушкина, «сродни трагедии».


1-10 11-20 ... 921-930 931-940 941-950 951-960 961-970 ... 1151-1160 1161-1170