Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2863
Показано материалов: 2411-2420
Страницы: « 1 2 ... 240 241 242 243 244 ... 286 287 »

Имеет ли образная мысль какие-либо преимущества перед мыслью обычной, логической? Безусловно. Их множество, назовем лишь некоторые, наиболее заметные: неисчерпаемость, пластичность, наглядность, общедоступность и многозначность.


Автор (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) — понятие, по крайней мере, двойственное. Во-первых, это непосредственный сочинитель произведения, имя либо псевдоним которого значится на обложке книги или в любой другой форме публикации. Во-вторых, он присутствует в созданном им художественном мире в качестве образа его творца.


Литературный пейзаж как таковой возникает в литературе XVIII века, одухотворенной великими открытиями в области естественных наук и сопутствующими им натурфилософскими изысканиями просветителей. От элементарных описаний природы пейзаж в литературе отличает не только его эстетическая самодостаточность, но и относительная художественная самостоятельность.


Как происходит создание художественного образа? Конечно, основным, наиболее подходящим строительным материалом для него является универсальный предмет искусства — сама жизнь, но не как таковая, а пропущенная через субъективное восприятие и идеальные представления о ней художника-творца.


Художественный образ — это одно из самых многозначных и широких понятий, которое употребляется теоретиками и практиками всех видов искусства, в том числе и литературы. Мы говорим: образ Онегина, образ Татьяны Лариной, образ Родины или удачный поэтический образ, имея в виду категории поэтического языка (эпитет, метафору, сравнение...).


Посмотрим, как взаимодействуют два противоположных способа развития действия в «Кавказском пленнике». Познакомив нас с заглавным действующим лицом и довольно смутными обстоятельствами его пленения, автор внезапно обрывает повествование на многоточии: «И пленника младого грудь / Тяжелой взволновалась думой...», после чего действие обращается вспять.


Все ли произведения сюжетны? В полной мере сюжетны лишь эпос и драма; лирические произведения с ослабленным или отсутствующим событийным планом обходятся без сюжета. Понятие «точечного» сюжета (В.В. Кожинов) применительно к ним представляется малопродуктивным. Возьмем для примера лирическое стихотворение А. Пушкина «Желание».


Лирические, публицистические, философские, историософские отступления, более чем какие-либо другие из факультативных фрагментов текста, могут быть квалифицированы как элементы сюжета с отрицательным знаком. Они используются в качестве эффективного средства замедления, торможения развития действия, фиксации остановки, паузы, переключения от одной сюжетной линии к другой, реализации права автора на активное вмешательство, комментирование или прямую оперативную оценку изображаемой жизни.


К факультативным элементам сюжета относится эпиграф (от греч. epigraphe — надпись), который может стоять в начале произведения, сразу после заглавия или предшествовать его отдельным частям, главам... Как правило, в эпиграфе цитируются широко известные произведения других авторов, знаменитые изречения исторических личностей, библейские стихи, пословицы, поговорки, нравственные максимы, афоризмы, подкрепляющие тот или иной уровень художественной структуры произведения, в том числе и сюжет.


Развязка в литературе – это термин, который обычно трактуется как событие, разрешающее конфликт, и рассматривается вкупе с финалом (от лат. finis — конец) эпического или драматического произведения. Чаще всего они совпадают, особенно в драме, но в случае открытого финала развязка может и отсутствовать ("Преступление и наказание" Достоевского, «Воскресение» Л. Толстого).


1-10 11-20 ... 2391-2400 2401-2410 2411-2420 2421-2430 2431-2440 ... 2851-2860 2861-2863