Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 2863 Показано материалов: 2381-2390 |
Страницы: « 1 2 ... 237 238 239 240 241 ... 286 287 » |
Произведением, стоящим вне зародившихся в XII в. литератур феодальных княжеств, было "Слово о полку Игореве". Автора этого произведения считают выходцем из различных земель: от Киева (Б.А. Рыбаков) до отдаленного Псковского княжества (А.А. Гогешвили). |
Кирилл, известный аскет-столпник и епископ города Турова, обращался к своей пастве с торжественными поучениями, посланиями и «словами» в 50— 80-ые гг. XII в. Он был современником автора «Слова о полку Игореве» и князя Андрея Боголюбского. Последнему, как полагают исследователи, адресованы некоторые сочинения Кирилла. |
Так называемая Галицко-Волынская летопись вошла третьей составной частью в Ипатьевский свод и охватывает период с 1201 по 1292 гг., хотя события, о которых рассказано под первой датой, по другим источникам относятся к 1205 г., так что датировки должны быть сдвинуты. Хронологическая неточность возникла из-за того, что в протографе Ипатьевского списка, видимо, не было погодной сетки. |
«Моление» Даниила Заточника по праву считается одним из самых оригинальных и загадочных памятников домонгольского периода. Может быть, впервые за всю историю древнерусской книжности XI—XIII вв. на страницах литературного произведения создавался образ частного человека, не ограничивавшего себя нормами средневекового этикета и непосредственно обращавшегося к сильным мира сего с мольбой о заступничестве и помощи. |
Жанровый состав Лаврентьевской летописи напоминает состав «Повести временных лет», хотя большее место занимает воинское повествование, в первую очередь о междоусобных битвах русских князей, а затем и борьбе с половцами, северными народами и волжскими булгарами. В соответствии с этой тематикой окончательное жанровое оформление в летописи получает воинская повесть. |
Исследователями повести обнаружены очевидные параллели между сюжетом жития муромских святых и русскими сказками. Кроме того, произведение Ермолая-Еразма содержит ряд традиционных мотивов, восходящих к старофранцузскому эпосу (роману о Тристане и Изольде): Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью чудовища; гонители требуют изгнания Изольды; гробницы Тристана и Изольды соединяет терний, и все попытки его уничтожить оказываются тщетными. |
Развитие агиографического жанра приводит в 40-е гг. XVI в. к созданию оригинального памятника, воспринявшего как особенности житийного жанра, так и фольклорные элементы. Речь идет о произведении, которое, бесспорно, относится к числу шедевров древнерусской словесности. |
Способы и приемы создания образов персонажей в произведении говорят об использовании традиций различных жанров. Центральный герой "Казанской истории", Иван IV, нарисован способом идеализации. Отчасти этот образ напоминает героев внелетописных воинских повестей, поскольку соединяет в себе черты воина и полководца с христианскими добродетелями: он милосерден к осажденным, послушен своему духовному наставнику митрополиту, нищелюбив, заботится об интересах церкви. |
Особое место в процессе становления новых форм исторического повествования занимает памятник, называемый «Казанской историей», «Сказанием о Казанском царстве», "Казанским летописцем" и дошедший до нашего времени в количестве около 270 списков, относящихся к XVII—XIX вв. Списки чрезвычайно разнообразны по составу, поэтому вопрос об авторском тексте произведения остается не до конца решенным. |
Произведением, которое представляет собой опыт нового типа монументального исторического повествования, стала "Степенная книга" ("Книга степенная царского родословия"), которая была создана между 1560 и 1563 гг. Автором ее был, по всей вероятности, духовник Ивана IV, протопоп Благовещенского собора Андрей, в 1564 г. поставленный русским митрополитом с именем Афанасий. |